Ма́гия (лат. magia от др.-греч. μᾰγείᾱ) - действия, связанные с верой в способность человека влиять на силы природы, предметы, животных, судьбу людей, подчиняя себе сверхъестественные силы или манипулируя ими с помощью заклинаний, амулетов и определённых обрядов.
Практика, классифицируемая как магия, в сущности представляет собой аспект или отблеск мировоззрения, которого придерживались некоторые люди в разные моменты своего исторического развития. Таким образом, магия, как и религия, и наука, является частью общей культуры и миропонимания.
Западная традиция отличает магию от религииПерейти к разделу «#Магия и религия» или наукиПерейти к разделу «#Магия и наука»; однако такие отличия и даже определения магии являются обширным полем для дискуссий.
Магия основана на системе мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи. Магия также может быть связана с различными системами мировоззрения, такими как например, религиозно-философские движения неоплатонизм, герметизм, еврейская каббала и христианская каббала. В западной культуре существуют разные формы магии, например, связанная с небесными сферами астрологическая магия, или сосредоточенная на эвокациях демонов демонология; такие дисциплины, как астрология и алхимия. Поскольку магия, как и просветление и другие формы западного эзотеризма, не считается допустимой формой знания, она называется «отвергнутым знанием». В России слово магия не встречалось до XVIII века; вместо него использовались термины колдовство, волхование и т.д. и т.п.
Этимология.
В русский язык слово «магия» вошло, возможно, из нем. Маgiе, которое происходит из лат. magia и др.-греч. μαγεία. В России слово магия не встречалось до XVIII века. В свою очередь др.-греч. μαγεία происходит от названия древнеперсидских жрецов от др.-перс. 𐎶𐎦𐎢𐏁 (maguš, «маг»). Древнеперсидское слово magu- происходит от праиндоевропейского *magh («мочь, быть в состоянии»); впоследствии иранцы начали использовать слово maguš («маг», то есть «Способный [специалист по ритуалу]») или *maghu, что, возможно, привело к древнекитайскому *Mᵞag («маг» или «шаман»). Древнеперсидская форма, вероятно, проникла в древние семитские языки как термин талмудического иврита «magosh», арамейский «amgusha» («маг») и халдейский «maghdim» («мудрость и философия»).
Слово μᾰγείᾱ стало стандартным термином для зороастрийских (персидских) жрецов, от которых восточные оккультные искусства стали известны грекам; у которых слово μάγος - «маг» (и родственные μᾰγικός, μᾰγείᾱ) стало названием человека, обладающего тайными знаниями и силой подобно персидским magus. С первого века до нашей эры сирийские «magusai» приобрели известность как фокусники и предсказатели.
Слово μάγος имеет и иные значения: «чародей, снотолкователь, звездочёт, прорицатель» (Ксенофонт, Лукиан), «лжемудрец, лжепрорицатель» (Софокл). Одно из наиболее ранних употреблений слова μᾰγείᾱ у Платона - «μᾰγείᾱ ἡ Ζωροάστρου» (букв. «магия Заратустры»). Чуть позже, после Платона, слово μᾰγείᾱ означает уже «колдовство, ворожба»; например, у Аристотеля - ἡ γοητικὴ μᾰγείᾱ (букв. «обман магии») или в Новом Завете - ταῖς μαγείαις ἐξεστηκέναι αὐτούς («(Симон Волхв) изумлял их волхвованиями» Деян. 8:11).
Определения оккультистов.
В Европе и Северной Америке по мере превращения магии в учение (группу учений) или квазинаучную дисциплину, появилось множество определений, сформулированных практикующими оккультистами. Так, Элифас Леви пишет, что магия - это «традиционная наука о секретах природы».
По Папюсу магия - «применение динамизированной человеческой воли к быстрому развитию сил природы».
Магические практики и традиции.
Магические системы многочисленны и разнообразны. Некоторые из них:
Алхимия - средневековое мистическое учение, являвшееся предшественником современной научной химии, направленное на поиски «философского камня», который должен был служить чудодейственным средством для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, для лечения всех болезней.
Христианская каббала - познакомившись с еврейской концепцией божественного языка, христианские каббалисты поверили в то, что при правильном произношении Божественных имён можно влиять на реальность.
Гадания о будущем:
Астрология - возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.
Мантика - гадания в Древней Греции и Риме, которые проводились с целью установления воли богов на основании предзнаменований. Способы гадания в античности были многообразны - посредством снов, по полёту птиц, по огню, по строению человеческого тела, по «показаниям покойника», по небесным явлениям и расположению светил, по внутренностям животных, по строению руки и т. д.
Карты таро - система символов, колода из 78 карт, появившаяся предположительно в Средневековье в XIV-XVI веке, к настоящему моменту используется преимущественно для гадания. Изображения на картах таро имеют символическое истолкование с точки зрения астрологии, оккультизма и алхимии, поэтому традиционно таро связывается с тайным знанием.
Некромантия - вызывание духов мёртвых с различными целями: от духовной защиты до получения знаний, в том числе о будущем. В основе данной практики лежит убеждение в том, что мёртвые обладают особым могуществом и могут покровительствовать живым.
Церемониальная магия - расширение ритуальной магии, в большинстве случаев они являются синонимами.
Гоетия - средневековая магическая традиция вызывания демонов и составления талисманов.
Енохианская магия - система церемониальной магии, основанная на вызывании и подчинении различных духов, которую активно используют современные западные маги.
Теургия - «искусство» воздействовать на божества, духов, демонов при помощи определённых церемониалов. Зародилось в рамках неоплатонизма, развито у Ямвлиха. В Средние века, а затем и в Новое время теургия была взята на вооружение некоторыми европейскими представителями мистицизма и в изменённом виде использовалась для достижения состояния обожения.
История.
В первобытный период.
Магия, как одна из форм первобытных верований, появляется на заре существования человечества. Если придерживаться теории о магическом («симпатическом» по Фрезеру) значении наскальной живописи (как это трактуется многими историками религии, например С. А. Токаревым или М. Элиаде), время появления магии можно отнести к периоду Верхнего палеолита.
В ранних формах социума магия ещё не была отделена от прочих верований, так же как ещё не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т. п. Важнейшее значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны) и охотой. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину» - что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку.
Это разделение весьма условно, и часто разница между шаманом, колдуном и знахарем весьма условна. Развитие жречества, в свою очередь, тесно связано с развитием политеизма, формированием культов отдельных божеств.
В политеистический период, с уходом шаманизма, магические практики становятся одним из основных занятий жречества.
В то же время, теория об эволюционной последовательности магии, религии и науки, выдвинутая Дж. Фрезером, в настоящее время отвергнута.
В Египте и Шумере.
Существует большой объём клинописных текстов на шумерском и аккадском языках, посвящённых практическим вопросам использования магических приёмов в медицине, предсказаниях, любви, привлечения удачи и успеха в делах, нанесение вреда врагам, и т. д. В Месопотамиии магия не являлась маргинальным или подпольным занятием (в отличие от античного мира), она официально практиковалась при королевском дворе, магические обряды могли также позволить себе знатные или богатые люди. Основной магической практикой в Шумере было обращение и использование сил небесных объектов, таких как планеты, звезды и созвездия, которые считались манифестациями божественных и демонических сущностей. До сегодняшнего дня дошли клинописные тексты ритуала «Maqlû», призванного противодействовать враждебным магическим воздействиям, использующим предметы, волосы, одежду, еду, питьё, и т. д. принадлежащие жертве магической атаки, в котором аккадский маг-экзорцист обращался за защитой к «ночным звёздам».
В античности.
Уже в текстах Гомера можно встретить ряд прямых отсылок к магии. Даже если исключить волшебные предметы, связанные с богами (шлем Аида, сандалии Гермеса и его посох «кадуцей» и т. п.), и такие скорее фольклорно-сказочные мотивы, как превращение волшебницей Киркой в свиней спутников Одиссея, в «Одиссее» можно отметить однозначно магические детали. Например, «моли» - растение, защищающее от магии, которое дарит Одиссею Гермес, - упоминание лечебного заговора и, конечно, подробно описанный некромантический обряд:
Это безусловно свидетельствует о том, что уже во времена Гомера греки имели достаточно развитые представления о магии.
В микенский период начинаются активные заимствования магических практик из ближневосточного региона и адаптация их под греческие реалии. Активно развивается медицинская магия и изготовление амулетов. Создаются проклятия и зелья, а также вредоносные амулеты в виде узлов, присутствующие в очень многих культурах. Сходные процессы можно наблюдать и в Риме. Важным источником по развитию магии в этом периоде служат т. н. «дощечки проклятий» (лат. Defixionum Tabellae), распространённые на всей территории империи - по-видимому, это был общедоступный способ простонародной магии. Простонародные и жреческие магические практики были тесно связаны с поклонением богам. В первую очередь покровителями магии были Гермес (эта функция сохранится за ним и в более поздние периоды) и Геката, связанная в первую очередь с некромантией и женскими магическими практиками. В меньшей степени, но все же использовались в связи с магией имена Геи, Персефоны, Аида. Однако магическая традиция Римской империи не исчерпывалась простонародными магическими практиками. По мере развития неоплатонизма магия, в первую очередь теургия, становится важной составляющей этой философской школы. Основоположником такого синтеза становится крупнейшие неоплатоники - Ямвлих и Порфирий. В отличие от простонародных практик, теургия остаётся достоянием элиты - в первую очередь в силу сложности лежащей в её основе неоплатонической философии, но ещё и потому, что носители этих идей принципиально противопоставляли себя народной магии, традиционно в Риме осуждавшейся. Именно в этот период в среде неоплатоников появляются материалы и ритуалы, предназначенные не для «клиента», а для самого мага - способы узнать благоприятное время для ритуала, теургические тексты. Развитие христианства, ведшего активную борьбу с магией, как частью позднеантичной философии и религии, повлекло за собой падение неоплатонической магии, приёмы которой были восстановлены только в Возрождение.
Раннее христианство и Средневековье.
Ранние христианские авторы первых веков н. э. сохранили греко-римское негативное отношение к магии, усилив его концептуальными заимствованиями из иудаизма, например, противопоставлением «магии» и «чуда». Представление о том, что магия отличается от принятых религиозных и культурных норм, являлось общим как для христианства, так и для классической культуры, при этом они использовали одинаковые критерии для их различения.
Для ранних христианских авторов (таких, например, как Августин) магия не просто представляла собой мошеннические и шарлатанские ритуальные практики, но была полной противоположностью религии, потому что она опиралась на сотрудничество с демонами, приспешниками сатаны. При этом христианское представление о магии было тесно связано с христианским представлением о язычестве, а вместе они - и магия, и язычество - причислялись к суевериям, другому понятию, заимствованному из поздней римской культуры. Эта акцентуация на якобы аморальность и неправильность магии в христианстве, и противопоставление её «доброй религии» было намного резче, чем отношение к магии других крупных монотеистических религий того исторического периода - иудаизма и ислама. Например, в то время как христиане считали демонов абсолютным злом, джинны - аналогичные сущности в исламской мифологии - воспринимались мусульманами как амбивалентные фигуры.
Фигура мага в христианских воззрениях была представлена Симоном Магом или иначе «Симоном Волхвом», как в Деяниях Апостолов, так и в хоть и апокрифических, но влиятельных Деяниях Петра выступавшим против Апостола Петра. Христианские богословы считали, что существует множество различных форм магии, большинство из которых являются видами гадания. Например, Исидор Севильский выпустил перечень занятий, которые он рассматривал как магические, среди них он перечислил ауспицию, некромантию, астрологию, заклинания, гороскопы, амулеты, геомантию, гидромантию, аэромантию, пиромантию, зачарование и лигатуры. В то же время в средневековой Европе магия стала ассоциироваться с ветхозаветной фигурой царя Соломона; писались различные гримуары, книги, описывающие магические практики, авторство которых приписывалось Соломону, прежде всего Ключики Соломона.
В раннесредневековой Европе магия считалась предосудительной и являлась поводом для ареста. В начале XVI века эдиктом Великого инквизитора Альфонсо Манрикеса каждый католик обязан был доносить инквизиции на любого человека, который имеет духов-помощников, заклинает демонов любыми словами или магическими кругами, применяет астрологию для предсказаний будущего, владеет зеркалами или кольцами для заклинания духов, гримуарами или другими книгами по магии. В средневековой Европе христиане часто подозревали мусульман и евреев в совершении магических обрядов, в некоторых случаях эти предполагаемые магические обряды, включая предполагаемое принесение в жертву евреями христианских младенцев, приводили к тому, что христиане убивали представителей этих религиозных меньшинств. Христианские группы часто также обвиняли другие, конкурирующие христианские группы - которые они считали еретическими - в причастности к магической деятельности. Кроме того, в средневековой Европе отдельно использовался термин лат. maleficium, обозначавший формы вредоносной магии, или колдовства, совершаемого с целью нанесения вреда. В позднем средневековье слова обозначающие практиков вредоносного колдовства появились в разных европейских языках: фр. sorcière на французском, нем. hexe на немецком, итал. strega на итальянском и исп. bruja на испанском. Английский термин для обозначения практиков злотворного колдовства - (англ. witch), происходит от более раннего древнеанглийского термина др.-англ. Wicce.
В эпоху Возрождения.
Хотя отношение к магии во многих христианских церквях было сформулировано в церковных канонах и на протяжении всего своего расцвета в период эпохи Возрождения магия подвергалась острой критике богословов, как католических, так и протестантских, начало эпохи Возрождения и Нового времени не могло не сказаться на развитии магии, так, ещё в Средневековье популярность приобретает «христианская каббала», примером чего может служить перевод на латынь трактата Sefer Raziel HaMalakh. В сочетании с идеями неоплатонизма, герметизма и гностицизма, она подробно освящается в трудах многих гуманистических мыслителей. В начале эпохи Возрождения концепция магии подверглась много более позитивной переоценке благодаря разработке концепции естественной магии (лат. magia naturalis). Это термин, введённый и разработанный двумя итальянскими гуманистами, философом-платоником Джованни Пико делла Мирандолой и Марсилио Фичино. В их философской и мировоззренческой системе магия рассматривалась как элементарная сила, пронизывающая всю вселенную и управляющая всеми природными процессами, и, таким образом, их представление о магии в корне отличалось от основной церковной идеи, в которой магия считалась демоническим заблуждением. Их идеи повлияли на множество более поздних философов и писателей, среди которых маг Агриппа Неттесгеймский, математик и алхимик Джон Ди, философ-неоплатоник Джордано Бруно, врач и алхимик герметико-кабалистической традиции Парацельс, астролог и утопист Томмазо Кампанелла, философ и гуманист Иоганн Рейхлин, демонолог, криптограф и маг аббат Иоганн Тритемий. В свою очередь уже их воззрения сильно повлияли на дальнейшее развитие европейской магической традиции. По словам историка Ричарда Кикхефера, концепция естественной магии «твёрдо овладела европейской культурой» в течение XIV и XV веков, привлекая интерес натурфилософов различных направлений, включая последователей аристотелизма, неоплатоников и герметиков. Император Священной Римской империи германской нации Рудольф II даже создал в Праге своеобразный центр оккультной мысли своего времени - при его дворе бывали Джон Ди и его медиум Эдвард Келли, был принят крупнейший каббалист раввин Лев бен Бецалель, по одной из версий легенды императора посещал и доктор Иоганн Фауст, что, однако, является выдумкой, поскольку исторический доктор Фауст умер за 12 лет до рождения императора Рудольфа II.
В своих сочинениях Джованни Пико делла Мирандола выдвинул тезис, укрепивший позицию восприятия магии в христианском ключе, и повлёкший за собой возбуждение интереса к магии среди христианских учёных, богословов и иных деятелей той эпохи. Этот тезис гласит:
Никакая иная наука не удостоверяет нас так в божественности Христа, как магия и каббала.
Пико и его сочинения оказали, и продолжают оказывать существенное влияние на развитие интереса к каббале и магии в образованных кругах европейских мистиков.